Ваша версия флеш-плеера устарела

Requirements

Готовность к обучению в школе

Вопрос готовности ребёнка к обучению в школе является актуальным для родителей всех будущих первоклассников. Если ещё десятилетие назад не существовало достаточно сложного конкурсного отбора детей при поступлении в школу, то в настоящее время к моменту поступления в школу ребёнок уже должен обладать немалым набором знаний и умений, уметь читать, считать, писать. Поступление ребёнка в элитные школы, гимназии, обещающие высокий уровень образования будущих учеников, является ещё более трудным и предполагает выполнение заданий, которые не всегда соответствуют возрастным возможностям ребёнка 6-7 лет. Эти тенденции в системе дошкольного образования заставляют родителей уже с 4-5 лет вести с ребёнком занятия, направленные на подготовку к школе, при этом, зачастую эти занятия сводятся к обучению ребёнка чтению, счёту, письму.

Однако, как показывает практика обучения, дети, овладевшие вышеназванными навыками в дошкольном возрасте, не всегда оказываются успешными в школьном обучении, так же, как и их «нечитающие» сверстники могут потерять интерес к учёбе, испытывать трудности при усвоении школьных знаний. Таким образом, владение счётом, письмом и прочими навыками не связано с дальнейшей успешностью в школьном обучении, то есть не является показателем психологической готовности к школе. Что же тогда является критерием готовности ребёнка к обучению в школе и как определить готов ли он перейти к новой для него учебной деятельности? Стоит сразу сказать, что существует 3 вида готовности к школе:

  1. Морфофизиологическая (физическая зрелость и зрелость центральной нервной системы)
  2. Предметная (вышеназванные знания, умения, навыки)
  3. Психологическая.

При принятии решения о начале обучения ребёнка в школе необходимо учитывать все виды готовности.

Психологическая готовность к школе – системное образование, психологи выделяют в ней следующие компоненты:

Личностная готовность включает в себя:

  • Мотивационную готовность: желание ходить в школу, продиктованное учебными и познавательными мотивами (стремление чему-то научиться, узнать что-то новое, познавательная инициатива, любознательность) и желанием занимать позицию школьника (предполагает выполнение всех требований, предъявляемых учителем, желание соблюдать правила, готовность заниматься не всегда интересной на первый взгляд деятельностью). Можно говорить о мотивационной неготовности ребёнка к обучению в школе, в случае если в основе желания идти в школу, лежат так называемые внешние мотивы (например, возможность носить красивую школьную форму, рюкзак и т.п.) или игровые мотивы (желание ходить в школу, потому что там много детей, с которыми можно играть).
  • Коммуникативную готовность: готовность ребенка к общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания.
  • Сформированность самосознания, развитая самооценка: характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний, характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью.
  • Эмоциональную готовность: проявляется в освоении ребенком социальных норм выражения чувств, сформированности высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Умственная зрелость включает в себя:

  • Сформированность операций обобщения, анализа и синтеза (умение классифицировать, обобщать по существенному признаку).
  • Сформированность идеального плана действия, то есть способность действовать «в уме».
  • Развитие наглядно-образного мышления (способность решать мыслительные задачи не путём оперирования самими предметами, а с помощью действий с их образными умственными репрезентациями).
  • Развитие вербально-логического мышления (способность составить рассказ по серии картинок, выделить существенное, понимание причинно-следственных связей).
  • Децентрация: определённая познавательная позиция, которая предполагает способность посмотреть на ситуацию глазами другого человека (учителя, сверстника, родителей).
  • Сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения.
  • Речевая готовность: сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксический, семантической сторон речи.
  • Сенсомоторная координация и развитие мелкой (тон¬кой) моторики руки являются необходимыми условиями овладения письмом.

Произвольность поведения и деятельности:

Предполагает умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, сохранять цель, прилагать волевое усилие для её достижения. Слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий, не умеет работать по правилу, образцу, нарушает дисциплину. Также стоит упомянуть, что, помимо готовности самого ребёнка к обучению в школе, существует такое понятие как готовность к переходу на новый статус и ближайшего окружения ребёнка. Родители в первую очередь должны быть готовы к перестройке системы отношений и сотрудничества с ребенком в соответствии с его новой социальной позицией школьника и индивидуальными психологическими особенностями. Родителям очень важно в данном случае соблюдать баланс между условной любовью к ребёнку, связанной с оценками в школе, и безусловным принятием, что будет поддерживать положительное самоощущение ребёнка, высокую самооценку и познавательную мотивацию. Важна включённость родителей в процесс обучения ребёнка, поддержание познавательной инициативы, любознательности, своевременная помощь, обучение ребёнка навыкам самостоятельного решения поставленных перед ним задач.

Обобщая вышесказанное, мы видим, что психологическая готовность к обучению в школе является сложным системным образованием, которое включает в себя личностную готовность, умственную зрелость, а также произвольность поведения. Владение счётными операциями, чтением и письмом являются не единственными и не самыми главными компонентами. Поэтому основная работа по подготовке ребёнка к школе должна вестись по трём указанным направлениям развития. Кроме того, не стоит забывать, что будущий первоклассник всё же пока ещё является дошкольником, и главной деятельностью этого возрастного периода является сюжетно-ролевая игра, а также иные виды символико-моделирующей деятельности (конструирование, рисование и т.п.), и именно эти виды деятельности имеют максимальный развивающий эффект. Поэтому занятия по подготовке к школе должны быть по возможности организованы именно в рамках игры и иных интересных для ребёнка видах активности. Родителям не стоит забывать, что дошкольное детство это не всего лишь период подготовки к школе, а самоценный уникальный период, в котором заложен большой развивающий потенциал.

Автор статьи детский психолог Сутулина Анна Олеговна, Психологический центр Просвет.

Яндекс.Метрика